14 важных правил для родителей, чтобы не допустить антиобщественного поведения детей

Содержание
  1. Что такое девиантное поведение?
  2. Формы девиантного поведения
  3. Причины девиантного поведения
  4. Классификация
  5. Профилактика

Подростковый возраст нередко является самым трудным для ребенка и его родителей, т.к. в этот период наблюдается половое созревание и изменение психических функций, а вместе с ним и поведения. Под девиантным поведением подростков подразумевается совокупность поступков и действий, которые нарушают общепринятые социальные нормы и нравственные ценности.

Такие дети наносят ущерб как себе, так и своим близким.

Что такое девиантное поведение?

определение девиатного поведенияДанное состояние является разновидностью психического расстройства. Распространенность его среди подростков 13-18 лет составляет около 50%. Чаще всего с подобной проблемой сталкиваются юноши и девушки из неблагополучных семей, а также сироты и дети, воспитывающиеся в школах-интернатах. Наиболее распространена психологическая причина.

При отсутствии должной помощи со стороны родителей это состояние может привести к асоциальной жизни ребенка (алкоголизму, курению, воровству, дракам, бродяжничеству).

Симптомами этого отклонения являются:

  • апатия;
  • сдержанность в чувствах;
  • замкнутость;
  • попрошайничество;
  • пристрастие к алкоголю;
  • агрессивность;
  • повышенная возбудимость и раздражительность;
  • нежелание учиться в школе;
  • лабильность настроения;
  • увлеченность гаджет-устройствами;
  • прогуливание уроков;
  • частые конфликты с родителями, другими детьми и учителями;
  • истерики;
  • упрямство;
  • употребление запрещенных препаратов;
  • выраженная склонность к абстрактному мышлению;
  • попытки суицида;
  • частые уходы из дома;
  • бродяжничество с плохой компанией;
  • экстравагантность в одежде;
  • неуважение интересов других людей;
  • пренебрежение к нормам поведения и законам;
  • бурная эмоциональная реакция на критику.

Лечение этой патологии предполагает психотерапию (индивидуальные или групповые сеансы), стабилизацию эмоционального состояния, развитие внимания и мышления, повышение интеллекта, занятие спортом и применение лекарств (вспомогательный метод лечения).

Медикаменты назначаются по строгим показаниям и только при наличии в анамнезе психотических расстройств с агрессией и суицидальными наклонностями.

Формы девиантного поведения

формы девиантного поведенияВыделяют следующие девиантные формы поведения детей:

  1. Аддиктивную.
    Такие подростки стремятся получить сильные эмоции. Они уходят от реальности посредством употребления наркотических средств, спиртных напитков, курения, токсикомании, а также акцентируют внимание на различных стимулах (мастурбируют, впадают в транс).
  2. Делинквентную.
    Такие подростки начинают вести преступный образ жизни (заниматься вымогательством денежных средств у других детей, воровством, шантажом, насилием, разбоем). Нередко это приводит к судимости.
  3. Патохарактерологическую.
    У таких подростков появляются симптомы психопатии (эпилептоидной, шизоидной или истероидной). Это патологическое состояние, при котором наблюдаются стойкие нарушения поведения и характера, сильно затрагивающие личность подростка.
  4. Гиперспособность.
    Это наименее опасна и наиболее благоприятная форма данной патологии. Такие дети могут проявлять невероятные способности и талант, которые отклоняются от общепринятых норм.
  5. Психопатологическую.
    Для нее характерно присутствие признаков психического заболевания (апатии, приподнятого настроения, возбуждения и выраженной активности).

Различают положительную (ребенок пренебрегает общественными нормами ради творчества и каких-то достижений), отрицательную (польза отсутствует) и нейтральную.

Причины девиантного поведения

Нарушению норм и неправильному поведению детей подросткового возраста способствуют:

  1. Плохое социальное окружение (тесный контакт с детьми из неблагополучных семей, курильщиками, наркоманами, бездомными, бродягами).
  2. Потеря кормильца (воспитание в неполной семье). Для нормального воспитания ребенка в семье должны быть мать и отец.
  3. Недостаточное участие в воспитании ребенка одного из родителей (раздельное проживание, частые и длительные командировки).
  4. Воспитание ребенка в условиях сильного подчинения. Приводит к тому, что подростку все запрещается, и он хочет ощутить вкус жизни.
  5. Отсутствие навыков при контакте с противоположным полом. Это возможно, когда у ребенка нет примера со стороны старших, на который он бы мог ориентироваться.
  6. Частые ссоры в семье.
  7. Неправильное воспитание.
  8. Наличие в семье наркоманов и алкоголиков.
  9. Неправильная работа педагогов.
  10. Наследственная предрасположенность. Дети часто в своем поведении похожи на родителей. Фактором риска является наличие аномальных черт характера у отца или матери.
  11. Недостаточный надзор со стороны родителей.
  12. Нарушение работы центральной нервной системы. Нередко выявляется в анамнезе. Возможно на фоне черепно-мозговых травм (сотрясений, ушибов, диффузного аксонального повреждения) и вирусных заболеваний (энцефалитов).
  13. Резкое изменение гормонального фона (повышение уровня мужских половых гормонов).
  14. Наличие психологических проблем (фобий, комплексов, избыточной мечтательности).

В основе развития этой патологии лежат условия воспитания, физическое развитие и социальное окружение.

Классификация

Классификация по ЗнамовскойПервая классификация выделяет следующие типы данной патологии:

  • повиновение (ребенок повинуется как целям, так и средствам их достижения);
  • инновация (ребенок повинуется целям, но не средствам их достижения);
  • ретретизм (полный отказ от социальных норм и правил);
  • ритуализм (сохраняются традиции, но цель исчезает);
  • мятеж (имеется цель установить свои нормы и порядки).

Другая классификация (Ф. Патаки) выделяет преддевиантный синдром (враждебность, низкий уровень интеллекта, конфликты в семье, отсутствие желания учиться) и основу (она выделяет пьянство, криминальность, наркоманию и склонность к суициду).

Девиантное поведение детей дошкольного возраста бывает агрессивным, пассивным и вспыльчивым. Агрессия может быть вербальной (дети дразнят окружающих, ругаются и оскорбляют их) и физической (дерутся, обижаются, ломают игрушки, неаккуратно относятся к вещам).

Профилактика

Чтобы предупредить отклонения в поведении подростка, необходимо:

  1. Обеспечить ребенка вниманием и заботой.
  2. Иметь полную семью.
  3. Помогать ему при трудностях.
  4. Научить правильно вести себя со сверстниками и взрослыми людьми (педагогами).
  5. Приучить к труду.
  6. Предоставить ребенку возможность выбора увлечения.
  7. Исключить любые конфликты в семье.
  8. Организовать все необходимые условия для проживания.
  9. Обеспечить полноценное питание.
  10. Уделять время физическому воспитанию подростка.
  11. Подобрать для ребенка хорошую компанию для общения, исключив контакт с наркоманами и бродягами.
  12. Ограничить время, проводимое ребенком за компьютером и телефоном.
  13. Отказаться от физических мер наказания.
  14. Вызвать у ребенка интерес к обучению, посещению различных секций и занятию спортом.
  15. Исключить любые травмы головы.
  16. Подавать правильный пример подростку (не злоупотреблять спиртными напитками на его глазах, вести здоровый и подвижный образ жизни).

Специфическая профилактика отсутствует.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock
detector